Семен Раич — Вифлеемские пастыри: Стих

Священная идиллия

В ночь, при наступлении часа рождения Спасителя, три вифлеемских пастыря [1], объятые непостижимым священным восторгом, начинают разговор, сообразный с волнующим их чувствованием. В этом разговоре старший передает младшим то, что он некогда слышал от раввинов.
Исайи, гл. 10, 11.

1-й пастырь

Последние лучи на западе погасли;
Спокойно все кругом, безмолвен холм и дол;
Не щиплет муравы ни агница, ни вол,
И дремлет чуткий конь, главой склонясь на ясли;
Не дремлем мы одни, обьяты тишиной.

2-й пастырь

Нам спать в священный час?.. не знаю, что с тобой,
А я — я мысли полн неведомой, чудесной;
Во мне, играя, кровь живой струей бежит
И полну грудь то вдруг стеснит, то расширит,
Как будто, прилетев от высоты небесной,
Архангел вкруг разлил эдемский [2] аромат.

3-й пастырь

Свят, свят, свят Саваоф [3]! Превечный свят, свят, свят!
Благословен грядый Израиля спасенье!

1

Кого ты нам прорек, таинственный мудрец?

3-й

Внимать мне, юноши, в смирении сердец!
Пророческое вам внушаю вдохновенье:

* * *

«Высоко Ливанское древо [4] взнесло
Роскошное тенью прохладной чело,
И веки безвредно над ним пролетали,
И бурные ветры ветвей не измяли.
Гордися, Ливанское древо, красой.
Доколе твой день не настал роковой!..
Он близок; Всесильный подвигнет десницей
И древа не будет с грядущей денницей,
И в полдень — с прохладою сумрак слиян,
Как прежде, с него не сойдет на Ливан.

* * *

Тогда изыдет жезл из корене Ессея [5],
И нежный, и младой и стройный, как лилея.
Ему — начавшему подлунной жизни круг,
Всегда Аданаи [6] присутствен будет Дух,
Дух горней мудрости, Дух силы и совета,
Дух кротости святой, Дух жизненного света;
Почиет на его божественной главе
Дух страха и любви и веры к Егове [7];
И Царь, и Судия живущих неподкупной,
Он будет правдою судить земле преступной,
Смиренных вознесет, бессильных укрепит,
Насилье палицей железной поразит
И словом уст своих, нечестье избивая,
Блаженство водворит от края и до края —
И мир сошедший в мир обляжет холм и дол;
Тогда с медведями пастися будет вол
И агнец, не боясь, бродить между волками,
И тигры и козлы великими стадами
Пойдут, рассеются по пажити одной,
И будет лев, как вол, питаться муравой,
И звери, и овны делить не станут яствы,
И малое дитя их поведет на паствы;
И отрок, резвяся, коснется в забытьи
Змеи, и отойдет безвредно от змеи;
Тогда все божий созданья примирятся…

2-й

Смотрите, как лучи по небу серебрятся!
Смотрите на восток — там новая звезда
Невиданная никогда.

1-й

Нет,- это не звезда, но солнце чудной ночи,
Как ярко мечется оно к нам прямо в очи!

2-й

Каким сиянием рассыпалося там,
Где старец и жена с младенцем зримы нам!

1-й

Вы слышите ль с небес архангельское пенье?

2-й

Оно над яслями слилося в дивный глас.

3-й

И там благовестит Израиля спасенье.

1-й

Он сердце радостью священною потряс.

3-й

Младенцу, юноши, коленопреклоненье,
Се Тот, Кто предречен пророками [8] давно…
Велик и в малом бог, как он велик в великом:
Не мудрым, не царям, но пастырям дано
Его рождение узреть в вертепе диком.

________________________
[1] Вифлеемские пастыри — Вифлеем — город в Палестине; согласно Библии, родина царя Давида и место рождения Иисуса Христа. Пастырь — пастух; священник, руководитель паствы.
[2] Эдемский — райский.
[3] Саваоф — имя бога в Библии; по-еврейски: бог сил.
[4] Ливанское древо — кедр. В Библии это дерево символ величия, долголетия и прочности.
[5] Тогда изыдет жезл из корене Ессея…- имеется в виду приход мессии Иисуса Христа. Ессей (Иессей) — внук Вооза, отец Давида, полулегендарного библейского царя.
[6] Аданаи (Адонаи) — т. е. господь (см. сопроводительную статью).
[7] Егова — в Библии одно из имен бога.
[8] …предречен пророками…- Предвозвещение пророками «мессии» — божественного избавителя, праведного, непобедимого и вечного царя из дома Давидова — один из мотивов Библии (Ветхого Завета), возникший задолго до того, когда, по Евангелию, родился и жил Иисус Христос.

Оцените статью
Михаил Юрьевич Лермонтов - Стихи. Поэмы. Драмы. Проза.
Добавить комментарий